«Те, кто плюет на документы, — воск в руках тех, кто на них не плюет». Айрис Мердок
Содержание
В этой статье вы узнаете:
Кто такой Делопроизводитель и чем он занимается?
Понятие делопроизводства включает в себя сбор, оформление и хранение документации. В современных компаниях ее объем настолько велик, что без отдельного сотрудника, который занимается организацией документооборота, обойтись невозможно.
Делопроизводитель – это служащий, в чьи обязанности входит ведение документации: ее прием, регистрация и распределение по подразделениям и сотрудникам. Корни этой профессии уходят в далекое прошлое, к временам летописцев, тогда как официально ее зарегистрировали только в XX веке.
Обязанности делопроизводителя
Через руки специалиста ежедневно проходит множество документов. Все должны быть проанализированы, обработаны и при необходимости перенаправлены другим сотрудникам. В соответствии со своими должностными обязанностями делопроизводитель выполняет следующие действия:
- организует документооборот учреждения или предприятия
- ведет журналы регистрации
- работает с посетителями, отвечает на телефонные звонки
- разбирает, регистрирует, распределяет корреспонденцию не только в бумажном, но и в электронном виде
- контролирует ведение документации другими сотрудниками
- выдает справки по зарегистрированным документам
- передает материалы в архив, переносит электронные документы в архивную базу
Рабочие задачи делопроизводителей могут различаться в зависимости от сферы деятельности компаний, в которых они трудятся. Например, в организациях, оказывающих логистические услуги, специалисты ведут базы транспортных перевозок, контролируют работу курьеров и т. д.
В некоторых организациях делопроизводители дополнительно выполняют должностные обязанности секретарей. В качестве дополнительной нагрузки они работают в приемной руководителя, отвечают на телефонные звонки, участвуют в организации деловых встреч, конференций и переговоров, следят за обслуживанием оргтехники.
Где получить образование
Профессия требует специальной подготовки, ведь ее представители выполняют большое количество обязанностей, а их работа требует соблюдения сроков, точности. Вырасти в грамотного специалиста, освоить азы делопроизводства и узнать о тонкостях работы помогают обучающие курсы.
Выбирайте программы обучения, сравните условия нескольких учебных центров:
https://www.rosbo.ru/study/themes/deloproizvoditel
Чему вы научитесь / Что должен знать и уметь специалист
Согласно стандарту, представители профессии должны ориентироваться в нормативно-правовой базе и правилах оформления документации. Им требуется обладать следующими знаниями и навыками:
- общие положения единой государственной системы делопроизводства
- специальные отраслевые акты, регламентирующие ведение документации
- владение компьютерными программами (базами данных, текстовыми редакторами)
- использование офисной техники
- работа с документами, в том числе оформление, ведение реестров, передача в архив и т. д.
- ведение телефонных переговоров и деловой переписки
- общение с посетителями
- иностранные языки
Обучающие курсы помогают освоить:
- нормативно-правовую базу делопроизводства
- приемы организации эффективного документооборота в организациях
- правила ведения управленческой документации
- методы выстраивания коммуникаций с руководством, рабочим коллективом, партнерами
- основы кадрового делопроизводства
- принципы ведения электронного документооборота
- правила разработки локальных нормативных актов, регламентирующих документооборот
- порядок систематизации документов, их хранения и передачи в архив
Уровень зарплат и востребованность
Крупные компании, государственные учреждения, частные предприниматели – все это потенциальные места работы для делопроизводителя, ведь любая сфера деятельности предполагает составление большого количества документов. Работодатели стремятся отыскать на кадровом рынке грамотных специалистов.
Плюсы и минусы профессии
Делопроизводство как профессиональная деятельность имеет положительные и отрицательные стороны.
Преимущества
- востребованность
- возможности карьерного роста
- отсутствие стрессовых ситуаций и необходимости задерживаться на работе
Недостатки
- невысокий уровень заработной платы
- высокая нагрузка на органы зрения
Кому подойдет / Личные качества
Личные качества наряду с профессиональными знаниями и навыками – составляющие успеха при построении карьеры. В работе делопроизводителя особенно ценятся:
- аналитический склад ума
- внимательность
- ответственность
- умение грамотно планировать свое время, пунктуальность
- хорошая память
- усидчивость
- аккуратность
- коммуникабельность, умение выстраивать отношения в рабочем коллективе и с руководством
- грамотная устная и письменная речь
- способность адекватно воспринимать критические замечания
- знание основ делового общения
5 интересных фактов из истории делопроизводства
-
Письменные документы свидетельствуют о том, что культура их написания существовала еще в X веке. В 911 и 945 годах русские князья заключали договоры с Византией.
-
В старину хранилищами документов выступали храмы. В них вели судебные дела и книги учета торговых операций.
-
Со временем оформился штат специалистов по созданию документов. В него входили псаломщики и дьяки.
-
Устойчивые формы различных документов в старину назывались формулярами, а «учебники» по делопроизводству – формулярниками.
-
Для скрепления документов использовались буллы, особые свинцовые печати.