Управление отделом кадров – с чего начать, что должен знать и уметь специалист

Наличие у организации человеческих ресурсов гарантирует её нормальное функционирование и создание материальных средств/услуг. Обеспечивает компанию персоналом и управляет данным направлением начальник отдела кадров.

Как стать Начальником отдела кадров с нуля – что нужно знать
Время чтения: 3 мин.
Поделиться: 

Профессия это достаточно востребованная, особенно при должной квалификации специалиста. При этом она даёт неплохие карьерные перспективы и позволяет работать во многих сферах.

 

Cодержание

В этой статье вы узнаете:

 

Суть профессии

На этой должности у вас будут достаточно широкие полномочия, а также не меньшее число профессиональных задач. Так подобный специалист отвечает за поиск, подбор и приём на работу кандидатов в компанию. При этом он участвует в формировании кадровой политики организации в целом. К примеру, разрабатывает меры по планированию, адаптации, развитию, аттестации и мотивации персонала.

 

Что должен уметь специалист

Начальнику кадровой службы необходимо обладать достаточно высокой квалификацией, он должен разбирать в том, как:

  • принимать, увольнять и переводить сотрудников
  • подготавливать и вести кадровую документацию
  • составлять должностные инструкции
  • проводить аттестации
  • разрабатывать и внедрять кадровую политику
  • анализировать и контролировать работу своего отдела

 

Что нужно знать / изучать

Естественно руководителю кадровой службы обязан иметь качественную и разностороннюю подготовку, включающую в себя:

  1. Законодательство. Руководитель подобного направления должен обладать достаточно глубокими знаниями в различных законах. В частности, прежде всего требуется изучение трудового кодекса и охраны труда. Необходимо знание различных их разделов и практического применения отдельных статей.

  2. Менеджмент. Тема управления персоналом является основополагающей для профессии. Вам потребуется познакомиться с принципами и методами управления персоналом. Нужно будет узнать о многих ключевых для кадровиков понятиях, типа мотивации, аттестации, трудовой этике и многих других. Придётся разобраться именно в кадровом менеджменте и его темах. К таким можно отнести изучение и анализ рынка, мотивация труда и её оценка, а также широкий перечень иных вопросов.

  3. Документооборот. Деятельность HR сотрудников любого уровня, даже руководящего, предполагает достаточно большой объём бумажной работы. Вам необходимо познакомиться с принципами организации документооборота и кадрового учёта. При этом потребуется изучить порядок оформления, ведения, движения и хранения документации, связанной с персоналом. Нужно знать различные их формы и стандарты формирования.

  4. Информационные технологии. Представить работу современного кадровика без использования компьютера практически невозможно. Подобные специалисты должны быть уверенными пользователями ПК и иной офисной техники, а ещё и программного обеспечения. Так к числу последних можно отнести Word, Excel, PowerPoint и подобных. Кроме того, необходимо уметь пользоваться специализированным ПО, типа 1С Кадры, Зарплата и управление персоналом или их аналогов.

  5. Психология. Работа с кадрами требует некоторой базы в этой дисциплине. Главным образом это профайлинг и конфликтология. Нужно понимать, как собеседовать кандидатов на работу и управлять эмоциональным фоном коллектива.

 

Где учиться

Самостоятельно:

  • Для получения теоретической подготовки руководителя кадров понадобится широкий перечень профильной для этого направления литературы. Причём лучше следить за её актуальностью, слишком старые издания уже изрядно отстали от жизни. Правда полноценным данное обучения всё равно не назовёшь, ему не хватает системности.

  • Чтобы разобраться в некоторых сложных темах, можно воспользоваться видео лекциями и уроками. Ищите понятный вам вариант подачи материала, а лучше использовать сразу несколько источников. Полную программу обучения так составить сложно, но лучше разобраться в теме вполне.

Курсы:

  • Профессиональное обучение для начальника отдела кадров, пожалуй, всё-таки наилучший вариант. Курсы вполне могут предложить таковое, обеспечив доступ к необходимой теории и объясняя её реальное практическое применение. Да за такую подготовку придётся заплатить, но суммы здесь вполне доступные.

  • Вы можете сравнить условия обучения нескольких учебных центров.

Список курсов: https://www.rosbo.ru/study/themes/nachalnik-otdela-kadrov

 

Развитие и практика

Необходимый элемент профессии, это целенаправленные усилия по своему профессиональному росту:

  • Читайте книги и статьи по вашему профилю, смотрите соответствующие видео и участвуйте в вебинарах, это реально полезно. Профессия не статична, появление чего-нибудь нового легко пропустить, если не следить за своей областью труда.

  • Знакомьтесь с информационными технологиями, они всё в большей степени входят в различные области труда. Учитесь пользоваться офисным программным обеспечением и специализированным ПО, которое используется в вашей профессии.

  • Следите за онлайн-площадками, где размещаются вакансии/резюме. С ними надо уметь работать, а также знать какие из них становятся менее популярными, наоборот востребованными или где собираются специалисты определённого профиля.

 

Какие качества нужно развивать

Не всякому человеку будет на этой должности достаточно комфортно, для этой работы желательно обладать таким набором качеств:

  • Общительность (на этой позиции не обойтись без хорошей коммуникабельности, она точно является её неотъемлемой частью)

  • Лидерство (должность это руководящая и вам нужно, чтобы люди вас слушались и подчинялись)

  • Эмпатия (такому специалисту нужно чувствовать атмосферу в коллективе и управлять ей, внося соответствующие изменения в кадровую политику организации)

  • Аналитический ум (умение рассуждать и анализировать свою работу необходимо для многих профессий, эта не является исключением)

 

Заключение

Профессия начальника отдела кадров достаточно привлекательна для трудоустройства. Такие специалисты пользуются спросом, если обладают должной квалификацией и знаниями. При этом они неплохо получают, что отчасти зависит от масштаба компании. Однако заработки в среднем выше простых кадровых сотрудников, а при дальнейшем карьерном росте они ещё более вырастают.

 

СТАТЬИ
Как стать Бухгалтером малого предприятия с нуля – что нужно знать

Бухгалтер малого бизнеса — ключевой специалист, от которого зависит финансовая устойчивость компании. В условиях ограниченных ресурсов именно он обеспечивает порядок в расчётах, помогает оптимизировать налоги и избежать штрафов. Профессия остаётся востребованной, особенно среди ИП и небольших...

Как стать Бухгалтером в государственном секторе с нуля – что нужно знать

Бухгалтерский учет в госсекторе — это не просто цифры, а контроль за использованием бюджетных средств. Профессия востребована в бюджетных организациях, отличается стабильностью и возможностью карьерного роста вплоть до главного бухгалтера или экономиста.

Как стать Бухгалтером бюджетного учреждения с нуля – что нужно знать

Профессия бухгалтера бюджетного учреждения остаётся одной из самых стабильных и востребованных в сфере государственного сектора. Работа требует внимательности, ответственности и глубоких знаний в специфике учета. При этом грамотный специалист может вырасти до главного бухгалтера или даже занять...

Как стать Руководителем колл-центра с нуля – что нужно знать

Работа руководителя колл-центра — это не просто организация звонков, а управление всей системой клиентского сервиса. Профессия востребована, так как качество обслуживания всё чаще становится конкурентным преимуществом. Специалист в этой сфере может построить карьеру от супервайзера до директора...

Как стать Менеджером по продажам по телефону с нуля – что нужно знать

Менеджеры по продажам по телефону — незаменимые специалисты для бизнеса, особенно в условиях удаленного обслуживания клиентов. Спрос на таких профессионалов стабильно высокий, а возможности карьерного роста — впечатляющие: от специалиста до руководителя отдела.

Менеджер клиентского сервиса — специалист по работе с клиентами, отвечающий за повышение сервиса и клиентоориентированность в компании. Востребованность позиции растёт, а грамотный подход к обслуживанию открывает перспективы роста: от координатора до руководителя сервиса.

Как стать Менеджером розничных продаж с нуля – что нужно знать

Менеджер розничной торговли — ключевая профессия в торговой сети, от которой зависит выручка и лояльность покупателей. Специалисты по розничной торговле востребованы в крупных ритейл сетях и локальных магазинах. Карьерный рост возможен от продавца консультанта до руководителя отдела продаж.