Система менеджмента качества начинающим – с чего начать, что должен знать и уметь специалист

Конкурентоспособность собственных услуг и товаров является залогом успешного бизнеса. Обеспечивает это грамотный маркетинг и главное качество предлагаемого продукта. Вот именно последним и занимается менеджер СМК. Он ищет пути для сохранения и повышения качества товаров/услуг. То есть повышает их конкурентоспособность на рынке.

Как стать Менеджером СМК с нуля – что нужно знать
Время чтения: 3 мин.
Поделиться: 

Благодаря этому такие специалисты востребованы в бизнесе любого уровня. И, по сути, подобная работа не заканчивается никогда, что делает её достаточно перспективной в долгосрочной перспективе.

 

Содержание

В этой статье вы узнаете:

 

Суть профессии

Специалист системы менеджмента качества (СМК) работает преимущественно с документацией. Он занимается разработкой и оформлением на бумаге различных инструкций и регламентов. Они призваны повысить степень удовлетворённости клиентов компании, купленным товаром и/или оказанными услугами.

Помимо этого, данный специалист разрабатывает стратегию по повышению качества. На её основе проводится внедрение соответствующей мер в систему. Со статистикой менеджеру тоже приходится работать, контролируя эффективность принятых мер и действующих решений. А ещё он же отчитывается руководству за функционирование СМК, консультирует иных сотрудников по всем вопросам с ней связанным и следит, чтобы она соответствовала принятым стандартам.

 

Что должен уметь специалист

На своей должности специалист СМК имеет много обязанностей, но в обязательном порядке ему необходимо делать следующее:

  • создавать стратегии улучшения качества в организации
  • разрабатывать планы по внедрению мер в СМК
  • составлять прогнозы по их эффективности
  • проводить аудит существующих решений, внедрения новых и всей системы в целом
  • закреплять системы менеджмента качества в должностных инструкциях и регламентах
  • вести отчётность
  • подготавливать документацию к внешним аудитам и сертификации на определённую деятельность и оборудование

 

Что нужно знать / изучать

В этой профессии нужны компетентные специалисты, обладающие, помимо профильной для компании сферы, знаниями из следующих областей:

  1. Менеджмент качества. Изучите основную теорию данного направления. Что собой представляет подобная деятельность, её составляющие и процедуры. Познакомьтесь с ключевыми принципами внедрения и проведения системы менеджмента качества в бизнесе.

  2. ГОСТ и ISO. Подробное знакомство с этими темами даст вам понимание о СМК в целом, его организации, и аудите. Главным образом полезные сведения представлены в разделе 9001:2015, касающихся данных систем непосредственно.

  3. Стандарты ISO. Необходимая область знаний для специалиста по менеджменту качества. В её рамках представлены всевозможные требования, спецификации и стандарты для материалов, продуктов, услуг и процессов. Всё это носит предметный характер и тема достаточно обширна. Поэтому её можно учить в целом, но лучше всё-таки предварительно определиться с тем, в каком направлении вы будете работать.

  4. Законодательство. Познакомьтесь с законами и нормативными актами, касающимися СМК. Требования к оформлению соответствующих регламентов, организации учёта и особенностей подачи отчётности менеджмента качества. Полезно будет ознакомиться с положения трудового кодекса, а также нормами санитарно-эпидемиологической, пожарной и промышленной безопасности.

  5. Документационное обеспечение. Система менеджмента качества подразумевает ведения досконального оформления многого по бумагам. Нормативная документация по СМК должна быть подвержена чёткому учёту и хранению. К тому же есть определённые правила касательно того, как аннулируются устаревшие акты, вносятся изменения в старые и внедряются новые.

  6. Бизнес-моделирование. Для эффективного внедрения соответствующих систем качества, специалист должен понимать в протекающих в компании процессах. Для этого надо обладать знаниями в аналитике соответствующей области и бизнес-моделирование подходит для этого, как нельзя лучше. Познакомьтесь с соответствующими средствами, типа языка UML или другими решениями.

  7. ПО. Умение работать с программами типа MS Word и Excel, необходимо подобному специалисту. Причём надо владеть ими на достаточно продвинутом уровне, не просто создать простейшие документы, а уметь настраивать их формат. Полезно будет научиться работать и с ПО типа MS Project и Visio.

 

Где учиться

Самостоятельно:

  • Для подготовки таких менеджеров есть много книг. Они рассчитаны на разный уровень начальной подготовки, что позволяет найти наиболее подходящий себе вариант. Правда некоторые книги уже отчасти устарели, придётся поискать наиболее свежие издания. Да и не дадут они вам практическую подготовку.

  • Аудиокниги тоже хороший вариант. Теорию так закрыть вполне возможно. Но это будут скорее общие знания, подготовку к конкретной области бизнеса вам придётся искать отдельно.

  • Также представление о профессии в общем видео можно получить по видео. На многих каналах достаточно интересно рассказывают о ней и специфике работы. Но опять же сугубо теоретически.

Курсы:

  • Для лучшей подготовки подойдёт более системное образование, например, университетское. Однако дать его могут и курсы. Компетентные менторы могут подобрать актуальные сейчас материалы и натаскать на реальных задачах в рамках обучения. Минус у подобного качества есть и это деньги за прохождение курсов.

  • Вы можете сравнить условия обучения нескольких учебных центров.

Список курсовhttps://www.rosbo.ru/study/themes/menedzhment-kachestva-iso

 

Развитие и практика

Должность менеджера СМК требует активного участия в жизни компании, вовлечённости в её процессы и стремления к собственному развитию:

  • Старайтесь углубить свои знания в той сфере, в которой компания ведёт бизнес. От специалиста по менеджменту качества, требуется глубокое понимание в текущих бизнес-процессах.

  • Стандарты ISO и законы имеют сильное влияние на профессию. За ними надо внимательно следить, своевременно узнавая обо всех изменениях и нововведениях.

  • Если у вас мало опыта, сразу найти подобную вакансию скорее всего не выйдет. Желательно искать стажировку по данному профилю или место в компаниях, специализирующихся на данной работе. Они обеспечат вас начальным опытом и помогут профессионально развиваться дальше.

 

Какие качества нужно развивать

Помимо хорошей базы знаний, специалисту по менеджменту качества стоит иметь такие качества:

  • Аналитический ум (подобная работа предназначена для тех, кто умеет мыслить логически)

  • Внимательность (в аналитике помимо соответствующего склада ума, нужно уметь подмечать важные детали)

  • Ответственность (от вас потребуется отвечать за свои действия, по сути, вся система качества будет в вашей сфере ответственности)

  • Коммуникабельность (надо уметь общаться и доходчиво объяснять, различные аспекты СМК)

 

Заключение

Оптимизация в бизнесе один из современных трендов и менеджмент качества существенно в этом помогает. Он позволяет наладить беспроблемное функционирование бизнеса и сделать услуги/продукты компании более привлекательными на рынке. Соответственно и профессия специалиста по СМК, реально нужная сейчас. Да освоить её будет сложно, но она интересная и относится к руководящим, так что весьма престижна.

СТАТЬИ
Как стать Менеджером по управлению изменениями с нуля – что нужно знать

Менеджер по управлению изменениями играет ключевую роль в любой организации, помогая адаптироваться к переменам и внедрять нововведения, что напрямую влияет на успешность компании. В профессии востребованность растет, и специалисты могут рассчитывать на значительные карьерные перспективы. В...

Как стать Менеджером бизнес-процессов с нуля – что нужно знать

Менеджер бизнес-процессов — специалист, который отвечает за описание, разработку и оптимизацию бизнес-процессов предприятия. Управление бизнес-процессами помогает компаниям сокращать издержки и повышать эффективность. Профессия востребована в любых отраслях и открывает широкие карьерные...

Как стать Директором по стратегическому развитию с нуля – что нужно знать

Профессия директора по стратегическому развитию становится всё более востребованной: бизнесу нужны специалисты, способные видеть перспективы и выстраивать долгосрочные планы. Стратегическое управление организацией открывает широкие карьерные возможности, включая выход на международные рынки.

Как стать Региональным директором с нуля – что нужно знать

Региональный директор отвечает за развитие бизнеса в определённом регионе, управление филиалами и налаживание дистрибуции. Эта профессия востребована в компаниях любого масштаба, поскольку грамотное управление представительствами напрямую влияет на рост прибыли и укрепление позиций на рынке.

Как стать Организационным руководителем с нуля – что нужно знать

Организационное управление — профессия, отвечающая за выстраивание структуры и процессов внутри компании. Этот специалист оптимизирует взаимодействие подразделений, повышая эффективность работы. Востребованность растёт во всех отраслях, а карьерные перспективы привлекательны для амбициозных...

Как стать Директором по развитию бизнеса с нуля – что нужно знать

Директор по развитию бизнеса отвечает за оптимизацию и рост компании. Менеджер по развитию изучает рынок, находит новые направления и проекты. Эта роль востребована во всех секторах, а навыки стратегического мышления и анализа обеспечивают быстрый карьерный рост.

Как стать Операционным директором / руководителем с нуля – что нужно знать

Операционный директор — ключевая фигура в любой компании, отвечающая за управление повседневной деятельностью и оптимизацию рабочих процессов. В условиях современного бизнеса эта профессия востребована как никогда, ведь эффективное управление операциями напрямую влияет на успех компании....